За последние полвека лососи Аляски стали меньше

02.12.2020

К.Б.Оук, К.Дж. Каннингхэм, П.А.Х.Уэстли, М.Л. Баскетт, С.М. Карлсон, Дж. Кларк, А.П. Хендри, В.А. Каратаев, Н.У. Кендалл, Дж. Кибеле,  Х.К. Киндсватер, К.М. Кобаяши, Б. Льюис, С. Манч, Дж.Д. Рейнольдс, Г.К. Вик и Э.П. Пальковакс. 2020. Снижение размеров лососей последних лет влияет на экосистемы и промысел. Nature Communications 11:4155.

Вкратце

  • Анализ данных шести десятилетий показал, что размерные характеристики четырёх из пяти видов тихоокеанских лососей шт. Аляска сегодня меньше по сравнению с серединой XX века
  • Изменения в размерах тела являются, в первую очередь, результатом возрастной структуры, в связи с чем наблюдаемая тенденция к снижению размерных показателей лучше всего объясняется демографическими изменениями (возрастной состав), а не ростом (размеры внутри возрастных категорий)
  • Этот сдвиг в жизненном цикле лососей относят на счёт климатических факторов, роста конкуренции за морские пищевые ресурсы, изменений условий морской среды и другим, главным образом антропогенным, факторам
  • Снижение размерных характеристик тихоокеанских лососей влечёт за собой масштабные экологические, социо-экономические и культурные последствия, которые представляют значительные трудности для будущего управления и охраны этих ресурсов
Новое исследование, опубликованное в журнале «Nature Communications», подтверждает, что тренды, наблюдаемые на местах коренными жителями, учёными, управляющими промыслом и рыбаками не ошибочны: лососи становятся меньше на всей территории штата Аляска.

Анализ данных длины тела примерно 12,5 миллионов рыб, собранных Департаментом рыбы и дичи штата Аляска в последние 60 лет, выявил, что длина четырёх из пяти местных видов лососей – нерки, кижуча, чавычи и кеты – значительно уменьшилась с начала 1960-х гг.; особенно резкое сокращение началось в промежутке с 2000–2010 гг. Нехватка данных не позволяет провести аналогичный сравнительный анализ для горбуши – пятого вида лососей этого региона.

Однако длина тела разных лососевых видов менялась с течением времени не равнозначно. Нерка, кета и кижуч сейчас примерно на 2-3% короче, чем в середине 20-х века, тогда как чавыча, самый крупный вид лососевого семейства, – почти на 8% меньше своих предшественников 1980-х годов, что выражается в нескольких дюймах длины тела. Некоторые стада чавычи обнаружили от 10 до 20 процентов снижения длины.

Результаты анализа показали чёткую зависимость между снижением длины тела и возрастом половозрелости. Лососи всех проанализированных видов проводят меньше времени в океане и возвращаются в реки происхождения в значительно меньшей возрастной категории, а значит и менее крупными.

Рассмотрение множества всевозможных причин таких изменений выявило большой ряд доказательств, указывающих на изменения условий среды Северной Пацифики, главным образом – потепление климата и усиление конкуренции с естественными и заводскими лососями, особенно горбушей, искусственное производство которой значительно выросло за последние десятилетия. Другие факторы, обусловленные главным образом человеческой деятельностью, сыграли вторичную роль, хотя единой ключевой детерминанты снижения размера тихоокеанских лососей выявлено не было.

«Скорее всего эти изменения вызваны совокупным действием целого ряда причин, которые по-разному влияют на разные виды лососей», – объясняет Криста Оук, постдокторант Университета Аляски в Фербенксе и ведущий автор этого исследования. «Однако исследование действительно подтверждает, что климат и конкуренция в океане оказывают влияние на размеры тела лососей, пусть и весьма сложным образом и на каждый вид по-своему».

Несмотря на отсутствие единого обуславливающего фактора, тот факт, что лососи сейчас проводят значительно меньше времени в океане, чем в предыдущие десятилетия, указывает на два широких и не взаимоисключающих явления: либо они по какой-то причине созревают в более ускоренном темпе, либо океан стал гораздо более опасным для лососей и поэтому, чем меньше времени они в нём проводят, тем выше у них шансы на выживание, а значит и на воспроизводство.

Снижение размеров тела у лососей отмечалось также в Британской Колумбии и северо-западной части США, хотя исследования по этой теме были ранее немногочисленными, крайне редкими, менее масштабными и охватывали более короткий период времени. И всё же, эти работы говорят о том, что изучаемый феномен присущ не только стадам или водотокам Аляски, а, напротив, весьма распространён в большей части лососёвого ареала на Западном побережье.

Независимо от географической привязки, снижение размера лососей влечёт за собой потенциально немалые экологические и социо-экономические последствия.

Благодаря таким особенностям жизненного цикла, как анадромность и однократное размножение, лососи снабжают пресноводные экосистемы питательными веществами, накопленными в океане. На уровне отдельно взятых рыб, особи меньшего размера переносят меньше органических и неорганических веществ из моря в водоём своего происхождения, хотя изменения общей численности подходов могут либо сглаживать, либо усугублять этот эффект. Причём, что касается чавычи, снижение наблюдается как в размерах тела, так и в численности.

Более того, на нерестилищах самки меньшего размера откладывают меньше икры, что, возможно, подвергает лососёвые популяции ещё большей угрозе.

«Снижение плодовитости может влиять и на хищников, которые питаются икрой, но, что более важно, – на продуктивность лососевых популяций, так как меньшее производство икры ведёт к меньшей численности потомства в следующем поколении», – предупреждает Оук.

Крайне зависимые от натурального хозяйства общины в штате Аляска могут пострадать от снижения размеров лосося больше других; на этом фото рыбак юго-западной части штата проверяет жаберную сеть в реке Юкон (Питер Уэстли)

Для коммерческого промысла и всецело зависимых от лососей общин рыба меньшего размера означает снижение доходов по целому ряду причин – от понижения качества продукции до падения посещаемости посёлков туристами и рыбаками и необходимости затратить больше времени на получение единицы объёма продукции.

Но Оук отмечает и возможные отголоски социо-экономического ущерба от снижения размеров рыбы далеко за пределами прибрежных рыбацких общин, затрагивающие продовольственные и культурные сферы. «Лососи являются важной частью натуральных хозяйств по всему штату, что тесно связано с продовольственной безопасностью, культурными связями и благополучием населения», – говорит она. «В некоторых районах, где численность лосося не высока, таких как бассейны рек Юкон и Кускоквим, люди приносят домой всё меньше рыбы в целом, при этом пойманная сегодня рыба меньше предыдущей».

Гейл Вик, сотрудник организации Tanana Chiefs Conference – консорциума племенных правительств Внутриконтинентального района Аляски и соавтор этого исследования, акцентирует внимание на том, что ущерб от рассматриваемых изменений у лососей наиболее ощутим в аборигенных общинах штата, например общин, проживающих в бассейне рек Юкон и Кускоквим. «Жители этого региона с незапамятных времён употребляют в пищу лососину, особенно чавычу и кету», –говорит она: «Продовольственная безопасность является главной проблемой в этом районе, и потеря как обилия рыбы, так и её размеров создают огромные трудности, потому что восполнять этот белок чем-то ещё совсем не просто. Привозное мясо стоит в таких отдалённых посёлках слишком дорого, а расширение охотничьей деятельности усиливает прессинг на местные популяции дичи».

Более того, так как лососи играют такую основополагающую и центральную роль в социальной и культурной структуре этих общин, практически любое изменение их статуса находит в этих местах сильнейшее отражение, причём часто весьма неожиданное. В качестве одного примера Вик приводит последствия закрытия рыбацких стойбищ на местных реках, выполняющих гораздо большую роль, нежели простое обеспечение людей основным продуктом питания. «Рыбацкие летние стойбища служат обучающими центрами с межпоколенческим устройством, где старейшины передают молодёжи полезные навыки лова, сохранения на зиму и охраны лососей. К тому же, находясь в таком летнем лагере, люди передвигаются вверх и вниз по реке, укрепляя социальные связи и обсуждая важные для них вопросы».

Учитывая маловероятность того, что многие, если не все, текущие тенденции, отвечающие за эти и другие наблюдаемые изменения в цикле жизни лососей повернут вспять в обозримом будущем, проблема уменьшения размера лососей ведёт за собой труднейшие управленческие и экологические дилеммы.

«Сложно сказать, могут ли какие-то административные меры сгладить последствия этого тренда», – признаёт Оук. «Тем не менее важно было бы учитывать эти изменения в принятии управленческих решений. Лососи Аляски уже давно управляются с точки зрения устойчивого подхода, но наше исследование доказывает, что в отношении продуктивности популяций значение могут иметь не только численность, но и такие отдельные характеристики, как размеры тела и возраст».

Результаты этого исследования являются ещё одним дополнением в растущую копилку свидетельств тому, что вызванные человеком изменения океанических условий среды влияют на морфологию и жизненный цикл тихоокеанских лососей. Такие адаптационные изменения сопровождаются значительными, а зачастую и неожиданными, экологическими, экономическими и культурными отголосками и могут даже представлять серьёзную угрозу репродуктивной способности и выживанию некоторых популяций лосося в будущем.

«Размеры тела четырёх видов лососей в штате Аляска уменьшаются главным образом потому, что производители возвращаются на нерест в более раннем возрасте», – подводит итог Оук: «и эти изменения наверняка уже сегодня оказывают влияние как на людей, так и на зависящие от лососей экосистемы».