Oтказ от малой доли улова может принести большую пользу лососёвым хозяйствам смешанного типа

25.06.2020

Б.М. Коннорс, Б. Стейтон, Л. Коггинс, К. Уолтерс, М. Джоунс, Д. Гуинн, М. Каталано и С. Флайшман. 2020. Включение вопроса об эффективности политики поддержания популяционного разнообразия в анализ управления лососёвым промыслом в больших речных бассейнах. Canadian Journal of Fisheries and Aquatic Sciences 77: стр. 1076–1089.

Вкратце
  • В реке Кускоквим на Аляске обитают более двенадцати популяций чавычи, каждая из которых отличается динамикой численности; здесь ведётся наибольший в мире вылов чавычи в хозяйственных целях
  • С помощью метода симуляции рыбного хозяйства со смешанными стадами была проанализирована эффективность различных типов управления рыболовством в выполнении задач, сформулированных жителями бассейна р. Кускоквим, в том числе и задачи сохранения популяционного разнообразия чавычи
  • Симуляции выявили асимметрию в достижении задач, касающихся вылова и сохранения популяционного разнообразия; отказ от малого объёма уловов приносит большую природоохранную пользу и содействует более равноправному доступу рыболовных общин региона к лососёвым ресурсам
  • Исследование способствовало налаживанию конструктивного диалога между местными жителями и государственными ведомствами, направленного на поиск альтернативных подходов к управлению лососёвыми хозяйствами

Новое исследование по оценке успешности альтернативных подходов к управлению рыболовством в хозяйствах со смешанными стадами лососей показало, что относительно небольшое сокращение вылова приносит несоразмерно большую пользу для сохранения популяционного разнообразия.

В рамках этого исследования были построены модели результативности 50-летнего внедрения нескольких различающихся типов управления рыболовством (использование разных сочетаний объёма уловов и целевых пропусков) на лососёвое хозяйство со смешанными стадами чавычи в р. Кускоквим.

Река Кускоквим обеспечивает крупнейшие в мире уловы чавычи в бытовых и традиционных целях. На долю бытового рыболовства здесь приходится больший по объёмам вылов чавычи, нежели в р. Юкон, бассейн которой в семь раз превышает бассейн р. Кускоквим. Берега этой реки усыпаны поселениями, жители которых полагаются на популяции чавычи, ежегодно возвращающиеся в притоки на нерест.

Это исследование рассматривает одну из основных проблем управления лососёвым хозяйством смешанного типа крупных речных систем: как сбалансировать уровни уловов, необходимые для поддержания бытовых (а в других случаях и экономических) нужд этих общин, сохраняя при этом внутривидовое разнообразие, которое способствует устойчивости ресурса перед лицом будущих изменений среды обитания.

Это разнообразие, существующее за счёт наличия обособленных популяций, уникальности их жизненного цикла (напр. времени миграции), их размера и продуктивности (темпоральных режимов в соотношении потомков к производителям), обеспечивает стабильность в уловах в управляемом хозяйстве смешанного типа по принципу эффекта портфолио: хозяйства, облавливающие несколько популяций,  получают выгоду от совокупного эффекта усреднения отдельных колебаний. Обычно, в любой взятый отрезок времени хотя бы некоторые из этих популяций оказываются продуктивными, компенсируя упадок продуктивности в других, более слабых популяциях.

Д-р Брендан Коннорс, ведущий автор этого исследования, говорит, что максимизация общего вылова в рыбных хозяйствах смешанного типа традиционно считается фактором, непременно приводящим к потере некоторой степени разнообразия.

Он объясняет: «В теории, высокие уровни изъятия, необходимые для максимизации уловов в смешанных хозяйствах, давались ценой ущерба популяционному разнообразию из-за повышения вероятности перелова или полного истощения слабых популяций».

Современное приложение теории популяционного разнообразия

Учёные решили количественно оценить этот ущерб – какова реальная угроза внутривидовому разнообразию и доступу общин к ресурсу в условиях внедрения разных типов управления промыслом? Подобные данные, как правило, отсутствуют при обсуждении вопросов управления чавычовыми хозяйствами в больших речных системах западной Аляски и р. Юкон.

Чтобы ответить на этот вопрос, учёные построили модели зависимости «родители-потомки» по данным исторических наблюдений в притоках этой реки за период до 50 лет, относящимся к 13 отдельным популяциям (это примерно половина объёма воспроизводства чавычи в р. Кускоквим). Модели были призваны показать степень разнообразия в динамике численности популяций чавычи этой речной системы.

В популяциях чавычи было выявлено разнообразие продуктивности, достигающее трёх крат (от 1,65 до 6 потомков на производителя), а разнообразие ёмкости среды – до 18 крат (1 000 – 18 000).

Далее, с целью составления прогноза функционирования этой системы на 50 лет вперёд, были выполнены компьютерные симуляции с учётом разных типов управления промыслом и разными сценариями изменения условий окружающей среды. Каждая из моделей управления была проанализирована на предмет вылова смешанных стад, риска исчезновения популяций, целей производительности притоков (вероятности, что популяция полностью освоит доступную среду обитания, что может рассматриваться как показатель, замещающий равноценный доступ общин к ресурсу) и долгосрочной устойчивости уловов.

Эти параметры оценки эффективности политики управления были представлены на семинарах жителям бассейна р. Кускоквим, а также той части населения, которая активно занята в бытовом промысле, биологам и управляющим природными ресурсами на федеральном и штатном уровне.

Симуляции, согласно д-ру Коннорсу, показали, что ради предотвращения риска исчезновения ослабленных популяций и обеспечения равного доступа к лососю всех полагающихся на этот ресурс общин, необходим отказ от, на удивление, малой доли уловов. То есть, задачи охраны биоразнообразия и максимизации уловов показали отчётливую асимметричность.

Так, сокращение уловов на 20 процентов по сравнению с величиной максимального устойчивого вылова (при котором целью ставится максимальное производство подлежащего вылову излишка) привело вероятность исчезновения популяций практически к нулю и показало 82-процентное увеличение вероятности равноценного доступа всех общин к ресурсу. Однако, этот результат даётся ценой 16-процентного увеличения межгодового колебания в объёме уловов.

Симуляции были построены с учётом неопределённости будущей продуктивности популяций (напр. в результате изменения климата или качества условий среды).

Исследование показало, что разные типы управления промыслом оказывали приблизительно одинаковое влияние, но степень их отдачи значительно отличалась. В условиях сценария неопределённости будущих условий воспроизводства, в сравнении со сценарием стабильной численности популяций, отказ от небольшой доли улова приводит к пропорциональному увеличению природоохранных преимуществ.

Д-р Коннорс подчёркивает, что проведённое исследование не определяет преимущества какого-либо типа управления промыслом над другими, но помогает усовершенствовать наши представления об их плюсах и минусах для всей системы, что обеспечивает большую прозрачность рассматриваемых стратегий управления.

«[Это исследование] создаёт общий формат, с помощью которого управляющие рыбными хозяйствами и жители водных бассейнов могут совместно оценить последствия альтернативных действий и понять, что повлечёт за собой принятие одного набора решений в сравнении с другим», – говорит д-р Коннорс.

Сегодня разработанные симуляции типов промысловой политики и визуализация их отдачи (их можно посмотреть в электронном приложении online app) используются для развития систем управления ресурсов, основанных на партнёрстве заинтересованных сторон.

Впервые, по словам д-ра Коннорса, заинтересованные стороны и представители государственных ведомств начинают обсуждать формальное соучастие в процессе совместного принятия решений, а это повлияет на то, как рыбными хозяйствами будут управлять спустя несколько десятков лет.

Примечание: В списке соавторов этого исследования Бенджамин Стейтон (Обернский университет, сейчас в Межплеменной рыбохозяйственной комиссии по р. Колумбия), Лью Коггинс (Служба рыбы и дичи США), Карл Уолтерс (Университет Британской Колумбии), Майк Джоунс (Мичиганский государственный университет), Дэн Гуинн (Биометрические исследования), Мэтт Каталано (Обернский университет) и Стив Флайшман (Департамент рыбы и дичи шт. Аляска, на пенсии). Проект финансировали организации: Arctic Yukon Kuskokwim Sustainable Salmon Initiative и National Fish and Wildlife Federation.