Транспортировка искусственно воспроизведенной рыбы, несмотря на благие побуждения, возможно вредит биоразнообразию лосося

20.02.2020

АМ Стеррок, УХ Саттерсвейт, КМ Сервантес-Йошида, ЭР Хьюбер, ХДУ Стеррок, С Нуссле и СМ Карлсон. (2019). Восемьдесят лет выпусков лососей из ЛРЗ в Центральной долине штата Калифорния: факторы, влияющие на стреинг и жизнестойкость. Fisheries 44: 433-444.

Вкратце
  • С 1980-х годов выращенная на ЛРЗ Центральной калифорнийской долины (ЦКД) чавыча транспортировалась на всё увеличивающиеся расстояния от рыбоводных заводов происхождения ради обхода точек наименьшей выживаемости
  • Несмотря на повышенную выживаемость перевозимой молоди, выявлена зависимость: чем дальше перевозится рыба к местам выпуска, тем более она подвержена стреингу, то есть не возвращается в ручей происхождения на нерест
  • Высокие коэффициенты стреинга могут снизить жизнестойкость популяции в долгосрочной перспективе
  • Рыбоперевозка является заменой долгосрочной устойчивости популяций на краткосрочную выгоду увеличения численности

Новое исследование показало, что за последние восемьдесят лет выращенную на ЛРЗ в Центральной калифорнийской долине (ЦКД) чавычу (Oncorhynchus tshawytscha) перевозили на всё увеличивающиеся расстояния от рыбозавода происхождения и выпускали всё ближе и ближе к океану.

Авторы исследования, сотрудники Университета Калифорнии (УК) и Национальной администрации атмосферных и океанических явлений (NOAA), предполагают, что практика транспортировки молоди к местам более приближенным к океану (рыбоперевозка) может повлечь за собой ослабление локальных адаптаций и подрыв долгосрочной жизнестойкости популяций.

Учёные проанализировали данные пяти рыбоводных заводов ЦКД, выпустивших 2,2 миллиарда штук молоди чавычи, начиная отсчёт с 1941 года. Они обнаружили общее увеличение средних расстояний транспортировки воспроизведённой на заводах молоди, в особенности начиная с 1980-х годов (время введения в практику выпуска молоди напрямую в залив Сан Франциско); наивысшей точки оно достигло во время засух 2014-2015 годов.

Переброшенной к месту выпуска рыбе сложно сохранить хоуминг

Исследователи также проанализировали данные подходов чавычи на нерест за восемь лет и выявили, что чем дальше рыба была выпущена от завода-производителя (и реки происхождения), тем выше была вероятность её отхода от родного ручья, т.е. стреинга.

Д-р Анна Стеррок, учёный-исследователь Центра водных исследований имени Дэйвиса УК и ведущий автор исследования, объясняет, что практика транспортировки молоди лишает заводскую рыбу возможности «картографировать» свою среду обитания.

«По мере продвижения вниз по течению к выходу в океан молодь лососей постоянно обнюхивает воду, узнаёт места слияния рек и вычерчивает свою «карту запахов», – говорит д-р Стеррок. Рыбоперевозка обходит этот процесс, затрудняя способность заводской рыбы находить обратный путь. «Все лососи проявляют некоторую степень стреинга, что очень полезно для заселения новых рек и снижения вероятности кровосмешения, – рассказывает она. – Но когда мы перевозим рыбу в залив, процент стреинга увеличивается, и в некоторых случаях более 80 процентов рыбы по возвращении уходят на нерест в чужие ручьи». Как следствие, по словам Стеррок, осенний ход чавычи всей ЦКД стал генетически и демографически гомогенным.

Высокий коэффициент стреинга ослабляет локальные адаптации к среде обитания у рыб и препятствует их возникновению, что, в свою очередь, делает стадо ЦКД уязвимым к вспышкам заболеваний и большим колебаниям численности.

По мнению д-ра Стеррок, снизить коэффициент стреинга и повысить жизнестойкость популяций может возврат к практике выпуска воспроизведённой на заводе молоди прямо у завода, что позволит лососям создавать карты запахов, необходимые для возвращения в домашний ручей.

Истоки практики рыбоперевозки имели благие намерения

Дельта рек Сакраменто и Сан-Хоакин (система, выводящая реки ЦКД в залив Сан-Франциско) претерпела за последние сто лет значительные изменения. Исторически, эта дельта была благоприятной для лососей низменностью и регулярно подтапливалась приливами. Сейчас, по словам д-р Стеррок, она превратилась в обрывистый проточный тракт, качество воды в котором только ухудшается.

«1970-е годы охарактеризовались беспрецедентной засухой, сопровождаемой нарастающим осознанием того, что выживаемость рыбы, выпущенной у рыбоводных заводов, может быть очень низкой, – говорит д-р Стеррок. – Многие тогда хотели получить ответ на вопрос, как обойти череду кризисов и поддержать рыболовство». Начиная с 1980-х годов рыбоперевозку стали считать ответом на этот вызов.

Сейчас, когда ЛРЗ делают некоторые попытки снизить коэффициент стреинга выпуском молоди ближе к месту воспроизводства, засухи нескольких последних лет вызвали новый всплеск так называемых «экстренных рыбоперевозок», призванных перебороть неблагоприятные условия. Так, во время сильной засухи 2014-2015 годов более 99 процентов осенней формы чавычи из рыбозаводов ЦКД транспортировалось и выпускалось внутри 20-километровой прибрежной зоны.

Экстренные рыбоперевозки применяются и как средство восполнения лососёвых стад, а также поддержания рыбного промысла чавычи в долине ЦКД, особенно после краха численности в 2008 году. В 2007 году нерестовый подход чавычи к ЦКД составил 88 000 (лишь одну треть прогнозируемых возвратов). Через год подход снизился ещё на 20 000. Промысел чавычи ЦКД был закрыт весь 2008 год вдоль большей части западного побережья, начинавшейся чуть южнее границы штатов Вашингтон-Орегон и уходящей далеко в Калифорнию. Он был открыт в 2009, но со значительными ограничениями.

«Реальность в том, что после краха 2008 года рыбный промысел пострадал бы гораздо сильнее, если бы не подпитка подходов искусственно воспроизведённой рыбой, – говорит д-р Стеррок. – Однако, в последние десятилетия искусственно воспроизведённый лосось наводнил естественные стада, а долгосрочные генетические, демографические и экономические последствия этого ещё мало осознаны».

С повышением популярности метода рыбоперевозки, д-р Стеррок считает необходимым исследовать степень полезности переброски мальков с точки зрения выживаемости, а также предоставить информацию управленцам о сравнительной выгоде краткосрочного повышения численности к долгосрочной жизнестойкости популяций и устойчивости рыбного хозяйства в целом.